За последние два десятилетия в науке сформировалось новое направление, связанное с получением и использованием веществ в наносостоянии, т.е. когда размер структурной единицы конденсированной фазы хотя бы в одном направлении уменьшается до сотен нанометров и менее. В последние годы это направление – «Наночастицы, наноматериалы, нанотехнологии, наноустройства» – стало одним из наиболее приоритетных направлений науки и техники. По оценкам американских экспертов, объем продукции, в которой ключевую роль играют наноматериалы и нанотехнологии, к 2015 году достигнет 1 триллиона долларов США. В России в последнее время этому направлению также уделяется большое внимание: действуют научно-технические программы, проводятся научные конференции.
Очевидно, что успешное развитие нанотехнологий в России во многом будет определяться наличием высококвалифицированных кадров [1–3]. Важным шагом стало решение Министерства образования Российской Федерации (приказ № 2398 от 04.06.2003) об открытии в качестве эксперимента нового направления подготовки дипломированных специалистов «Нанотехнология» по специальностям «Наноматериалы» и «Нанотехнологии в электронике». Позже приказом Минобразования РФ № 1922 от 23.04.2004 г. было открыто направление подготовки бакалавров и магистров «Нанотехнология», и, наконец, приказом Минобрнауки РФ № 197 от 12.07.2005 направление подготовки «Нанотехнология» переведено из разряда экспериментальных в разряд действующих.