На сайте Министерства образования и науки РФ опубликован доработанный проект федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), сообщает РБК. Теперь в нем присутствуют 5 обязательных предметных областей, и, согласно учебному плану, изучение 9 (10) учебных предметов (курсов) является также обязательным.
Теперь ученик старших классов выбирает не более 6–7 учебных предметов из 5 обязательных областей, 3 (4) из которых выбираются на профильном уровне. Учебный план, составленный с учетом обязательных для всех школьников предметов, в том числе физкультуры, ОБЖ, и курса «Россия в мире», должен включать 9–10 предметов и индивидуальный учебный проект. Впрочем, практическое воплощение нового предмета «Россия в мире» остается пока неописанным, равно как непонятно, чем будут заполнены все эти десятки часов обязательного курса ОБЖ.
Из учебной области «филология» старшеклассник должен обязательно выбрать либо предмет «Русская словесность» на интегрированном уровне, либо «Русский язык и литература» на профильном или базовом уровне. Проект ФГОС для учеников старших классов был разработан Институтом стратегических исследований в образовании Российской академии образования. При этом подход к обучению в старшей школе меняется кардинальным образом. По мысли разработчиков, смысл нововведения заключается в том, что теперь ученики 10 и 11 класса имеют возможность выбора предметов для минимального уровня изучения (интегрированный курс) и для более глубокого (базовый или профильный уровень).
Напомним, что предыдущий вариант стандарта вызвал жесткую критику со стороны преподавателей, академиков и деятелей культуры и даже послужил основанием для составления открытого письма Д. А. Медведеву, президенту РФ, В. В. Путину, председателю Правительства РФ, Б. В. Грызлову и др. Пост в Живом Журнале, в котором опубликовано письмо, быстро собрал 10 тыс. комментариев, то есть максимальное количество комментариев для одной записи, так что пользователь starushkalarina была вынуждена его продублировать. В частности большое недовольство авторов письма вызвал тот факт, что государственный язык, «владение которым должно составлять основное базовое умение любого гражданина», становился в таком случае предметом по выбору.